Когда в магазине приобретен товар ненадлежащего качества, пострадавший покупатель может предъявлять продавцам или изготовителю такого товара определенные законные требования.
Содержание этих потребительских требований прямо зависит от того, насколько серьёзные недостатки были обнаружены в товаре. Стоит помнить, что продавцы или изготовитель некачественного товара несёт правовую ответственность лишь за то надлежащее качество продукта, которое образовалось в товаре по его непосредственной вине. И он вполне может проверить качество бракованного товара и провести свою экспертизу. Любые требования, которые выдвигает продавцам покупатель, а также изготовителям этого испорченного товара, должны быть четко выполнены в установленные законодательством временные сроки.
Если этого не происходит, то пострадавший покупатель всегда имеет право потребовать выплату неустойки, которая составляет 1% за каждый просроченный день.
Товаром ненадлежащего качества считается тот товар, у которого в процессе покупки обнаруживаются какие-нибудь недостатки.
Как проверяют товарное качество бракованного продукта
Как только покупатель предъявляет продавцам или изготовителю претензии по поводу плохого качества товара, они вправе убедиться, что недостаток этого товара возник в нём именно по их вине. Для этого назначается специальная экспертиза. Продавец просто обязан принять назад товар.
Экспертиза производится исключительно за счёт продавцов или изготовителя. Покупатель вправе оспорить любое заключение — это экспертизы. Для этого покупатель может обратиться даже в суд. Если проведенная экспертиза установила, что ненадлежащее качество купленного товара возникло в результате обстоятельств, в которых изготовитель или продавцы совершенно невиноваты, то расходы за экспертизу перекладываются на покупателя. Также его обяжут оплатить все издержки, которые связанные с хранением и транспортировкой проверяемого товара в процессе проведения экспертизы.
1. бесплатно устранить все обнаруженные недостатки в товаре, ну или компенсировать расходы, затраченные на их устранение силами покупателя или привлеченные для этого специалиста;
2. снизить цену на этот товар;
3. заменить купленный товар ненадлежащего качества тут же на аналогичный товар той же марки и того же артикула;
4. заменить приобретённый товар ненадлежащего качества на любой такой же товар, можно других марок перерасчетов при этом его цену;
5. потребовать возвратить денежные средства.
Покупатель вправе выбрать и предъявить одной из этих пяти требований. Он должен объяснить свою мотивацию – почему он именно это требование предъявляет.
В случаях, когда недостаток не исправить
В там же законе прописаны права пострадавших потребителей. Оговаривается ситуация, когда обнаруженный недостаток совсем невозможно устранить. В таких случаях покупателю должны заменить некачественный товар или снизить его стоимость. Вместо этих прав потребитель может вообще вернуть свою покупку и получить свои деньги. Это право относится к таким товарам, у которых есть срок годности, ведь зачастую именно нарушение этого срока и вызывает недостаток в самом товаре, например, у просроченных продуктов питания.
Право покупателя на устранение недостатка
Покупатель, приобретший товар ненадлежащего качества, может требовать, чтобы недостатки этого товара устранили безвозмездно. И это должно произойти незамедлительно, кроме случаев, когда был составлен какой-либо письменный договор со сроками устранения этих самых недостатков.
Возмещение затрат на ремонт своими силами
Если покупатель по ряду причин был вынужден сам устранить неполадки в товаре, то доказав их наличие с привлечением свидетелей, экспертизы, предоставив чеки и квитанции, он вправе потребовать с продавцов или производителя компенсации за ремонт. Ее произведут за 10 дней.
Если недостаток качества был обнаружен у товара, относящегося к технически очень сложным и дорогостоящим, то пострадавший потребитель вполне может потребовать исполнение следующих прав:
* устранение обнаруженных недостатков в купленном товаре или возмещение допустимых расходов, возникших при их исправлении силами самого покупателя или привлеченным для этого специалистом;
* покупатель вправе потребовать снизить покупную цену;
* принять у покупателя обратно товар, не отвечающего надлежащему качеству, вернуть назад выплаченную за него сумму.
Категории качественного товара
Если у товара отсутствуют какие-либо недостатки и он безопасен, то такой продукт является качественным. Товар надлежащего качества должен отвечать требованиям:
1. качество продаваемого товара соответствует прилагающемуся договору купли-продажи;
2. проданный товар пригоден для используемых целей;
3. этот товар должен четко соответствовать описаниям и образцу;
4. когда у товара есть любые обязательные требования, он должен им соответствовать.
В тех случаях, когда продаваемый товар не соответствует требованиям, то это является обычным недостатком.
А если недостаток не удается устранить без привлечения специалиста, без затраты на это времени и денежных средств, то такой недостаток является существенным.
Классификация недостатков продаваемых товара
Зачастую недостаток у покупки проявляется при эксплуатации не сразу, а через время. И во время покупки его практически невозможно заметить. Если недостаток можно обнаружить непосредственно в момент покупки товара при его осмотре, то такой обнаруженный недостаток считается явным. А если недостаток проявляет себя после использования и для его обнаружения при покупке нужно специфическое оборудование, то такой недостаток является скрытым.
Виды недостатков продаваемых товаров:
1. конструктивные – это обнаруженные недостатки, которые были в приобретаемом товаре на первоначальном этапе его изготовления, а именно при проектировании, детальной разработке и конструировании;
2. производственные – недостатки возникают еще на этапе его изготовления, когда изготовитель нарушил технологическую документацию;
3. рецептурные недостатки чаще всего встречаются в товарах от пищевой и фармацевтической промышленности.
Они могут быть в форме:
• нарушение каких-либо неоспоримых требований, установленных законом к его химическому составу;
• использование в процессе изготовления этих товаров ингредиентов, не соответствующих качеству;
• выдача фармацевтом такого лекарственного препарата, который не излечил возникшее заболевание, а стал явной причиной вреда для здоровья и даже жизни.
При недостоверной или хотя бы неполной информированности продавцом о товаре покупателя возникают информационные недостатки покупаемого товара, делая этот товар несоответствующим качеству.